Моторное масло с молибденом
Вопрос выбора моторного масла актуален для автолюбителей всегда. Нередко среди линейки горюче-смазочных материалов можно видеть автомасло с молибденом. Не каждый водитель ясно представляет что оно представляет, и в каких случаях его использование наиболее оптимально.
Химический элемент молибден относится к тугоплавким металлам. Благодаря этим свойствам молибден нашел широкое применения в областях, связанных с высокими температурами. В 50-х годах прошлого столетия добавки из дисульфида молибдена применяли для двигателей тяжелой военной техники Америки. В случаях повреждения картера и утечки смазочной жидкости масло с молибденом позволяло продолжить движение до пункта дислокации. Применяли уникальную смазку для обслуживания моторов танков, истребителей, вертолетов. Положительный опыт военных стал толчком для разработки продуктов для автомобилей.
Что такое молибден и его влияние
Химический элемент молибден (Мо) — металл серого цвета с характерным блеском. Применяется в электротехнической и металлургической областях. В качестве компонента моторных масел используют дисульфид молибдена – MoS₂ в мелкодисперсном состоянии.
Характерные свойства соединения:
- высокая жароустойчивость;
- нерастворим в масле;
- высокие антикоррозийные свойства;
- в смазочных жидкостях обеспечивает оптимальные вязкостные показатели.
Строение вещества близко к графиту. Исследуя MoS₂ с помощью микроскопа, выявляется графитовая пластинчатая структура. Пара атомов серы и атом Мо имеют идентичные размеры, образуют стойкое соединение. Такой синтез обеспечивает оптимальную защиту от сухого трения. Молибденосодержащие масла демонстрируют отличные антифрикционные и противозадирные свойства.
Образуя защитную пленку на металлических деталях, молекулы в соединении способны к быстрому передвижению, благодаря чему прямой контакт металла исключается. Такой механизм обеспечивает надежную защиту от износа.
Молибден в автомобильном масле используется в тонко измельченном виде. Для смешивания смеси применяется специальная технология. Дисульфид Мо не образует порошкового осадка, и предотвращает отложение загрязнений.
Кроме самого вещества в смазках содержатся наборы присадочных компонентов, с помощью которых создается дополнительный защитный слой. Присадки с дисульфидом Мо («модификатор трения») поступают в продажу и в качестве добавок, улучшающих характеристики смазочных материалов.
Молибден применяется в качестве смазки в трансмиссионных механизмах, таких как коробка передач, раздатка, планетарная передача редуктора. Масла с MoS₂ обладают высокой устойчивостью, и применяются там, где нет возможности использовать обычные. Особенность смазки заключается в способности сохранять рабочие качества при критически низких и максимально высоких температурах — до +400℃.
Преимущества и недостатки масла с молибденом
К молибденовым автомаслам у водителей неоднозначное отношение. Как и у любого продукта, у них имеются свои преимущества и недостатки.
К преимуществам можно отнести:
- предотвращение быстрого износа механизмов мотора;
- устойчивость к воздействию высокого давления защищает от износа при тяжелых нагрузках на агрегат;
- защитная оболочка в виде коллоидной суспензии позволяет эффективно отводить избыточное тепло от двигателя, защищает от перегрева;
- высокие противозадирные свойства;
- возникают антифрикционные барьеры в месте повреждения масляной пленки, которые способствуют энергосбережению;
- эффективное снижение трения;
- молибденовая пленка способна защитить поверхности деталей при потере маслом эксплуатационных качеств;
- не нарушаются циркуляции масла в моторе за счет тонкой и прочной пленки. Пленка способна сохраняться при постоянном использовании таких продуктов;
- снижаются механические потери (особенно актуально при движении «старт-стоп»).
Автовладельцам, которые используют моторное масло с молибденом рекомендуется внимательно контролировать уровень смазки и период ее замены. Вырабатывая свой ресурс, дисульфид Мо в процессе окисления образует окись с высокими абразивными свойствами. Выделяемая в процессе окисления сера способствует коррозии металла. Все это может привести к серьезным проблемам в работе двигателя внутреннего сгорания.
Недостатки проявляются эпизодически, и могут отмечаться не в каждом случае, и не на всех ДВС. К негативным свойствам относятся:
- Отрицательное влияние на бензиновые двигатели, работающие при высоких температурных показателях;
- Взаимодействие с кальцием приводит к агрессивным последствиям;
- Частицы вещества характеризуются относительно крупными размерами. Это способствует тому, что при попадании в цилиндропоршневую группу могут образовываться отложения. Впоследствии это явление приводит к закоксованности мотора;
- Автомасла в значительных количествах содержат кальций. Реагируя с дисульфидом образуется агрессивная среда, негативно влияющая на металл.
Полусинтетика с MoS₂ отличается высокой стоимостью, что также является минусом.
Подведя итоги, можно констатировать, что автомасла, содержащие дисульфид молибдена, являются высокотехнологическими современными смазочными материалами. Такие жидкости способны увеличить ресурс автомобиля.
Необходимо отметить, что молибденосодержащие моторные жидкости подходят не для каждого силового агрегата. Большое количество кальция в автомаслах довольно агрессивно взаимодействует с молибденом, что способно свести к нулю полезные свойства модификатора трения. В итоге отложения продуктов сгорания и закоксовывание двигателя с последующим всплеском активных газов.
Рассмотрев все плюсы и минусы, каждый автолюбитель сможет принять свое решение в отношении выбора подходящего продукта. С уверенностью можно сказать одно: молибденовые моторные масла оптимально будет применять в тех случаях, когда такая рекомендация указана в технической документации производителем двигателя.