Возможно ли смешивание различных моторных масел
Вопрос совместимости моторных масел интересует автомобилистов с любым стажем вождения: актуален он как для новичков на дороге, так и для опытных водителей. Попробуем разобраться в этом вопросе, и начнем с того, что с конвейера автомобиль приходит к своему владельцу с определенным видом моторной жидкости, рекомендованным производителем двигателя для постоянного использования. Но в жизни часто приходится менять правила в силу разных причин. Можно ли смешивать моторные масла, если такая необходимость вдруг возникла?
Среди водителей с большим опытом не существует единого мнения в вопросе смешивания. Специалисты же рекомендуют прибегать к такой манипуляции только в экстренных ситуациях. Если автомобилист принимает решение долить смазочный продукт одного производителя на другую торговую марку, и при этом показатели вязкости будут отличаться, могут возникнуть некоторые сложности. Не секрет, что после слива или отсоса в силовом агрегате все-таки остается примерно 0.5 литра отработанной смазки.
Смешивать смазочные материалы приходится иногда из-за резкого падения уровня, например, в условиях дальней дороги. Тем автовладельцам, которые для большей эффективности применяют дополнительные присадки, приходится чаще остальных промывать двигатель и заливать новый продукт. Что же происходит при этом, и какие масла можно смешивать, рассмотрим, опираясь на основные характеристики продукта.
Классификация моторных жидкостей
Любой смазочный материал представляет собой базу с пакетом определенных присадок, направленных на улучшение эффективности. Она определяет совместимость групп моторных масел. Итак, база масла может быть:
- минеральной. Основой его является органика. Такой продукт получают из нефти методом селективной очистки, в котором одну из ключевых позиций занимает депарафинизация (максимально возможный вывод из состава продукта парафинов);
- синтетической, полученной путем сложного химического процесса. Синтез, лежащий в основе получения таких продуктов, заключается в выстраивании цепочек молекул одинаковой длины и размера из углеводородов. В этом главное отличие от минеральной базы, в которой молекулы вещества неоднородные, что означает повышенное трение механизмов и деталей мотора. Химический синтез достаточно затратный, потому и синтетика стоит на порядок дороже минералки;
- полусинтетической. В заданных пропорциях происходит смешивание двух баз: синтетики и минералки;
- гидрокрекинговой. Многие ошибочно считают подобные продукты синтетическими, но это не так. Такие масла максимально приближены к ним за счет максимальной очистки (метод глубокого крекинга), но их основа является минеральной. Производители иногда представляют свою продукцию как полусинтетическую смазку. Такие продукты дешевле синтетических. По сути гидрокрекинговые продукты представляют собой промежуточное звено между синтетикой и полусинтетикой.
Характеристики и отличия разных групп смазочных материалов
Автомобильные минеральные масла обладают следующими качествами:
- демократичная цена, что позволяет существенно экономить на обслуживании мотора. Минералка доступна. Чаще всего ее применяют в авто с большим пробегом;
- экологически чистый продукт вследствие того, что химические вещества в нем занимают очень незначительный процент;
- универсальность. У таких продуктов широкий спектр применения.
Следуя по постепенному нарастанию ценового показателя, далее идут продукты полусинтетические. Их характеризует:
- невысокая цена;
- универсальность (подходит для любых ДВС);
- малая испаряемость, что позволяет снизить расход масла и увеличить период его замены;
- не позволяет образовываться на деталях двигателя известковому налету.
Самым дорогим является синтетический продукт. Перед своими «собратьями» он имеет такие преимущества:
- стабильный показатель вязкости в широком диапазоне температур;
- оптимальные показатели текучести;
- минимально возможное испарение, что позволяет меньше расходовать смазочные продукты и реже их менять;
- для таких автомасел применяется меньшее количество присадок.
Если сравнивать две основные базы, то преимущества окажутся на стороне синтетической: она имеет более высокий индекс вязкости, а толщина масляной пленки остается практически неизменной как при максимально допустимых плюсовых, так и при минимально разрешенных температурах. Это особенно важно при вождении в экстремальных условиях. Износ механизмов ДВС сведен к минимуму.
Также синтетика превосходит минералку по степени защиты от окислительных реакций. При использовании синтетической смазки замедляется процесс старения масла, нагар и отложения образуются в незначительных количествах.
Одной из важнейших характеристик смазочных жидкостей является показатель вязкости, который принято указывать согласно международной классификации SAE. Индекс вязкости указывает на сезонность продукта, точнее, раскрывает температурный диапазон, в котором рекомендовано использование масла. Смазки могут быть летними, зимними и всесезонными. Климатические условия Российской Федерации характеризуются перепадом температур, потому у отечественных автовладельцев особой популярностью пользуются всесезонные продукты.
Опыт показывает, что в двигателях с большим пробегом необходимо применять смазки с большим индексом вязкости.
Сочетание различных смазочных материалов
Что же делать, если понадобилась замена смазочного материала или его доливка? Какие масла можно смешивать, и как это сделать правильно рассмотрим далее.
Специалисты рекомендуют производить смешивание автомобильных масел в крайних случаях при резком падении уровня, хотя официального запрета на такие действия не существует.
Смешивать минеральные масла с синтетикой можно только в одном случае: последняя должна базироваться на полиальфаолефинах (ПАО). При резком падении уровня этого «коктейля», допускается доливка небольшого количества минерального масла.
Нельзя оставить без внимания вопрос, можно ли смешивать масла с идентичными базами, например, минералку с минералкой. Такой симбиоз — дело рискованное, и неизвестно как отреагирует ДВС на подобную смесь. Если по каким-то причинам смешивания не избежать, то необходимо, чтобы показатель вязкости обеих жидкостей был одинаков.
Еще один важный вопрос, можно ли при необходимости смешивать моторные масла, представленные разными производителями, он интересует не только начинающих водителей, но и автолюбителей с солидным опытом. Синтетику от разных торговых брендов можно смешивать в том случае, когда их характеристики идентичны по стандарту США API или европейскому АСЕА. Очень чувствительны к смешиванию продуктов двигатели форсированные и с турбонаддувом.
Следует напомнить, что смешивание — мера крайняя, и длительное использование подобных смесей негативно скажется на функциональности мотора. Желательно слить «коктейль» при первой же возможности, и после промывки агрегата залить рекомендуемый допусками продукт.
Совместимость синтетических и полусинтетических моторных масел возможна при условии, что показатель вязкости либо не изменится, либо будет на порядок выше. Например, в масло 5W-40 допускается доливка жидкости 10W-40. При этом вязкость несколько изменится, и ее значение будет зависеть от количественного состава смеси. Другими словами, если масла с низкой вязкостью долито больше, то и показатель ее понизится.
Проблема при смешивании двух продуктов на одной базовой основе заключается в пакете присадок, который у каждого производителя уникален. Именно между добавочными компонентами может возникать непредсказуемая реакция.
Какие моторные масла по мнению экспертов лучше всего смешивать? Специалисты сошлись во мнении, что более приемлемым вариантом является смесь масел одного производителя из-за идентичности используемых присадок. Вариант, когда подбираются продукты разных производителей с аналогичными индексами вязкости, считается менее оптимальным.
Чтобы свести к минимуму риск возникновения конфликтных реакций между компонентами присадок лучше смешивать смазки одного и того же производителя. Именно так вы сможете защитить двигатель от негативных последствий смешивания смазочных жидкостей.
Если вам пришлось смешать смазочные продукты, не забывайте, что после промывки двигателя понадобится замена масляного фильтра.