Недостаток масла в автомобильном двигателе
Для работы автомобильного двигателя внутреннего сгорания, а также в целях надежной и долговременной его эксплуатации требуется применение специальной технологичной жидкости, которая получила название моторное масло. Основной задачей данного масла является снижение трения, возникающего при взаимодействии различных элементов двигателя в ходе рабочего процесса.
Кроме того, такая жидкость должна выполнять следующие функции:
- удалять металлические частицы, возникающие в процессе работы;
- выводить остатки несгоревшей топливной смеси;
- осуществлять антикоррозийную защиту деталей мотора и их охлаждение.
Для качественного выполнения указанных процессов необходимо использовать моторную смазку, которая рекомендована соответствующими регламентами компании-производителя и в необходимом количестве.
Все моторные смазочные материалы классифицируются по следующим основным параметрам:
- возможность применения в силовом агрегате определенного типа (бензиновый, дизельный);
- максимально допустимая температура эксплуатации;
- наличие определенных присадок для получения требуемых характеристик;
- основа для изготовления (синтетика, полусинтетика или минеральная).
Для правильного выбора смазывающего материала под определенную марку автомобиля необходимо учитывать все перечисленное параметры.
Причины снижения уровня масла в двигателе
В соответствии с регламентом технического обслуживания автомобиля необходимо периодически менять масло в двигателе. Такая замена называется плановой и требуется в связи с тем, что смазочный материал частично потерял свои свойства, испарились присадки, а также в него попали возникающие в ходе рабочего процесса металлические частицы и элементы нагара. Двигатель без замены масла при выполнении ТО не только теряет большой срок службы, но может лишить гарантии автомобиль, если он находится на гарантийном периоде обслуживания.
Но бывают случаи, когда автолюбители при очередной проверке уровня масла в моторе сталкиваются с фактом снижения требуемого объема смазочного материала ниже установленного минимума. К основным неисправностям, в результате которых происходит такое снижение, следует отнести:
- возможная течь через прокладки;
- клапанной крышки,
- головки блока цилиндров,
- масляного фильтра,
- поддона картера,
- нарушение герметичности сальников коленвала;
- возникновение деформации головки блока цилиндров;
- механические повреждения маслопровода;
- износ клапанов двигателя;
- попадание масла в камеру сгорания.
При этом характер потерь можно определить:
- периодический небольшой перерасход масла (устраняется разовой доливкой);
- очень большие потери (требуется доливка после каждой поездки);
- постоянная равномерная потеря, которую можно прогнозировать.
Вне зависимости от характера потерь, необходимо доливать смазочный материал в двигатель и не допускать эксплуатации на пониженном объеме или вовсе без масла.
Последствия работы двигателя в условиях недостаточного количества моторного масла
Большинство современных автомобилей имеет специальный контрольный индикатор, который указывает на снижение уровня масла. Если по какой-то причине он не сработал, а сам автовладелец долго не проверял этот уровень, в результате чего двигатель работает без масла или в условиях недостаточного количества, то с большой вероятностью возникнут следующее основные неисправности:
- Ранний износ и деформация маслосъемных колец. Симптомами такой поломки является появление дерганья автомобиля при движении, затрудняется запуск двигателя, так как свечи зажигания заливает маслом, происходит попадание смазочного материала в камеру сгорания, что приводит к густому темному дыму из выхлопной трубы. Данная неисправность требует срочного ремонта двигателя, так как масло расходуется очень много и быстро из-за того, что оно просто сгорает.
- Заклинивание верхнего распредвала ГБЦ или валов в зависимости от конструкции силового агрегата. Такой вал работает на высоких скоростях с большим количеством оборотов и в условиях повышенных температур. При недостатке смазочного материала он перегревается, деформируется и происходит заклинивание в местах посадки подшипников. В случае возникновения заклинивания совершается разрушение практически всей головки блока цилиндров, происходит потеря работоспособности мотора и как следствие проведение аварийного ремонта.
- Заклинивание коленчатого вала или поршни двигателя. В случае возникновения данной неисправности практически всегда происходит разрушение блока двигателя, который после этого не подлежит ремонту. Для восстановления работоспособности мотора понадобится установка нового блока цилиндров, что является трудоемким и дорогостоящим видом ремонта ДВС.
- Обрыв шатуна. При недостатке масла происходит нагрев головки шатуна, что приводит к потере изначальной прочности с дальнейшим разрушением. Последствия такой неисправности могут привести к тому что, обломки шатуна смогут пробить блок насквозь. Возникновение обрыва требует аварийного ремонта двигателя.
- Плавление и деформация вкладышей. При возникновении перегрева, вкладыши, которые являются тонкостенными стальными элементами, деформируются и плавятся, что приводит к увеличению зазора в подшипниках. Такое увеличение зазора сопровождается характерным стуком при соприкосновении вала и вкладыша. При возникновении данных стуков необходим срочный ремонт двигателя, так как дальнейшая эксплуатация движка может привести к более крупным поломкам и как следствие к более дорогостоящему ремонту.
Заключение
Если двигатель автомобиля остался без масла или в условиях его пониженного уровня, то он способен проработать лишь небольшой период времени. Длительная эксплуатация автомобиля с данной неисправностью неизбежно приведет к капитальному ремонту мотора или к его полному разрушению с последующей утилизацией. Поэтому для увеличения надежного срока службы силового агрегата необходимо проверять уровень смазки хотя бы один раз в 3-7 дней эксплуатации автомашины, а лучше всего проводить такой осмотр ежедневно перед поездкой. Для доливки и постоянной работы использовать только качественное моторное масло с требованиями и характеристиками, установленными компанией-производителем автомобиля.