Что является базовой основой для современных моторных смазочных материалов
Моторные смазочные материалы подразделяются на группы по виду базы:
- синтетика;
- полусинтетика;
- минералка.
Такое разделение обусловлено тем, что все смазки состоят из основы различного происхождения и синтетических присадок, добавляемых в зависимости от необходимых свойств. В процентном соотношении от 15 до 30% составляет пакет присадок, остальное – база.
Итак, на вопрос: «Что такое базовое моторное масло?», следует отвечать: «Это основное масляное вещество природного или искусственного происхождения, в результате добавления пакетов синтезированных присадок к которому, получают моторные масла с различными, заранее запрограммированными характеристиками и свойствами».
Содержание
Как подразделяются автомасла по базовой основе
С целью защиты, рекламирования, продвижения своего товара на рынке, производители автомобилей, запчастей, объединились в ассоциации и создали собственные стандарты смазочных материалов.
Это необходимо потому что масло, применяемое для мотора, напрямую зависит от его конструкции. С расширением рынка продаж, ассортимента автомобилей стало востребованным взаимозаменяемость масел различных производителей.
При конструировании двигателя, одновременно под него закладываются стандарты смазки. Величина зазоров между комплектующими должна полностью заполняться вязкой жидкостью. Ее густота должна быть достаточной:
- для смазывания всех деталей;
- создания непрерывной масляной пленки при изменении условий эксплуатации, температуры окружающей среды;
Таким образом, в руководстве по эксплуатации автомобиля любой марки, всегда указано какой смазочный материал оптимально подходит для данного мотора.
Согласно системе API (американская система), классификация моторных базовых масел, по виду основы, подразделяет все смазки на пять групп. До 2006 года синтетическим маслам соответствовали группы IV и V, I, II, III – соответствовали минеральным основам. Начиная с 2007 года полностью минеральной осталась только I группа.
Производство и особенности минерального масла
Моторное масло, которое находится в первой группе, получают путем перегонки сырой нефти. На нефтеперерабатывающих заводах от нефти отделяют легкие фракции, с меньшей плотностью, бензин, керосин, дизельное топливо. Остается более плотное вещество – мазут.
Первоначально, разогретый мазут в вакуумном устройстве разделяют на несколько составляющих, откачивают в отдельные емкости. Остается гудрон. Этот густой материал с малой вязкостью является основой моторных масел для тяжелых машин, военной техники, судов, тепловозов.
Выделенные фракции нефти попадают на очистку от серы, лишних углеводов парафинов и других примесей. Применяются следующие способы очистки:
- глиной (способна очищать от азотных и серных соединений);
- концентрированной серной кислотой (в соединении с примесями дает осадок шлама);
- растворителем (удаляет парафин, ароматические соединения), самая эффективная.
Так получают базовую основу минеральных смазок первой группы. Качественный базовый материал обладает:
- высокой способностью растворять присадки;
- способностью сохранять их полезные свойства в процессе длительной эксплуатации двигателя;
- содержанием серы от 0.03%;
- наличием предельных углеводородов до 90%;
- индексом вязкости до 90.
В дальнейшем к основе примешивается пакет присадок с заданными характеристиками. На последнем этапе продукт расфасовывается и поступает к потребителям.
Этот способ самый простой и легкодоступный. Все производители базовых масел для автомобилей в мире пользуются различными способами очистки нефтяных фракций, производства присадок. Свойства сырой нефти также отличаются в зависимости от месторождения. Поэтому на выходе масла первой группы разных марок немного отличаются друг от друга своими характеристиками.
В ценовой категории – это самый дешевый продукт. Его главный минус заключается в нестабильной вязкости.
Изготовление синтетических автомасел
Рынок минерального масла составляет до 70% от всего попадающего на полки магазинов. Однако современным двигателям требуется смазочный материал с улучшенными характеристиками. Поэтому стала необходимость в изобретении синтетического продукта с заранее заданными параметрами:
- стабильное значение коэффициента вязкости при изменении температуры от минусовых до плюсовых значений в широком спектре;
- сохранение неизменного количества работающих присадок на протяжении всего периода эксплуатации;
- избавление от вредных примесей;
- уменьшение серности;
- сокращение расхода, увеличение срока замены.
Впервые синтетику изобрели в Германии. Как и многие изобретения, синтетические смазки родились на военном производстве. Были направлены на обслуживание моторов авиадвигателей во время Второй мировой войны. Во время сильных морозов самолетам сложно было взлететь. Моторы отказывали. Виной было замерзшее твердое масло.
Современная чистая синтетика, маслоподобная жидкость, в составе полностью исключено наличие нефтепродуктов. За основу берут этилен. Путем химических преобразований изменяют его молекулярную основу. Это позволяет получать смазки высшего класса без сернистых, азотистых соединений.
Первая полностью синтетическая масляная жидкость – Mobil начала производиться в США в 1974 году. За основу брали поли-альфа-олеины. Предназначалась для использования на Аляске, в сложных погодных условиях, сильных морозах.
Полиальфаолефины производятся путем синтеза из газообразного этилена. Используя метод соединения мелких частиц в крупные, из него получают жидкий децен или до-децен. Впоследствии взаимодействуя с катализаторами, они превращаются в поли-альфа-олефины.
ПАО бывают различной вязкости, от низкой, до ультравысокой. Для изготовления автомасел используются ПАО с кинематической вязкостью 4 — 8 st.
Синтетические масла самые дорогие из-за сложной технологии производства. Однако качество, стабильные характеристики, оправдывают высокую стоимость.
Полусинтетическая основа
Среднее положение по характеристикам, цене, занимает смесь минерального и синтетического материала. Пропорции смешивания разнятся у производителей. Чем больше синтетики в основе, тем масло более качественное и, соответственно, более дорогое. Обычно 15 – 30% составляет синтетика, остальное – минералка.
Выпускать такие смазки стали с целью снижения цены. Полусинтетика близка по свойствам к синтетике, но гораздо дешевле ее.
Список наиболее популярных производителей моторных масел
- Zic. Изготавливают синтетические, полусинтетические масла с большим индексом вязкости и температуроокислительной устойчивостью, малой зольностью.
- Xado. Выпускает смазки со всеми видами основ. В наличие бюджетные и дорогие варианты. Всесезонные, хорошо функционируют при любых температурах и нагрузках на двигатель.
- Газпромнефть. Производит все виды основ для легковых и большегрузных машин. Создает сезонные смазки, защищающие двигатель от преждевременного старения. Качественный пакет присадок обеспечивает защиту от трения, повышает антиокислительные противокоррозийные свойства. Имеют отличные моющие свойства.
- Petro Canada. Выпускает смазки для двигателей, работающих на солярке, бензине, природном газе. Допускается смешивание с другими сертифицированными маслами. Имеет низкую концентрацию сернистых и фосфорных соединений.
- G-Energy. Продукция ассортимента полусинтетики и синтетики. Устойчивы, стабильны к низким и высоким температурам, экономичны.
- Liqui Moly. Компания ежегодно обновляет список используемых присадок, которые работают в большом диапазоне температурных режимов.
- Лукойл. Российская компания, у которой смазочные материалы отвечают международным требованиям.
- Shell. Лидер по выпуску синтетических и полусинтетических смазочных материалов с идеальными параметрами. Имеет высокую эффективность, защитные свойства.
- Castrol. Продукт не из дешевых. Надежно предохраняет двигатель от перегрева, износа. Совместим с любыми сертифицированными смазками.
- Mobil. Самый известный бренд. Масло обладает стабильными характеристиками, продлевает гарантийный срок службы двигателя, экономит горючее. Разрешено смешивание с сертифицированными продуктами других марок.