Стук гидрокомпенсаторов после замены масла
Наверное, большинству автовладельцев приходилось сталкиваться с ситуацией, когда в двигателе автомобиля возникает определенный, довольно неприятный, специфический стук, причем это может происходить как на автомобиле отечественного производства, так и на дорогой роскошной иномарке. Кроме того, он может возникнуть как на холодном, так и на горячем работающем силовом агрегате вне зависимости от пробега автомобиля.
Содержание
Назначение гидрокомпенсаторов и возможные последствия их неисправности
Чаще всего основной причиной такого стука является увеличение теплового зазора между элементами газораспределительного механизма мотора. Допустимая величина такого зазора определяется особенностями силового агрегата и обычно находится в интервале от 0.1 до 0.4 мм. Если раньше регулировку приходилось выполнять вручную, каждые 10-15 тыс. километров пробега автомашины, то сейчас подавляющее большинство автомобилей укомплектованы гидрокомпенсаторами с возможностью автоматической регулировки.
Соответствие величины теплового зазора необходимым нормам служит важным элементом правильной эксплуатации двигателя. При этом если величина превышает требуемую норму, в моторе автомобиля возникают следующие крайне нежелательные процессы:
- увеличенный износ и возможное разрушение впускных и выпускных клапанов;
- появление сколов на других элементах ГРМ;
- возможная деформация ГБЦ;
- загрязнение моторного масла продуктами износа и как следствие увеличение трения в двигателе с потерей мощности и перерасходом топлива.
При уменьшении зазора падает компрессия в цилиндрах мотора и автоматически снижается его мощность.
Учитывая такие последствия, очень важно следить за состоянием гидрокомпенсаторов и своевременно реагировать на появление стука.
Конструкция гидрокомпенсатора, принцип работы и возможные причины появления неисправностей
Гидрокомпенсатор или гидравлический толкатель состоит из следующих элементов:
- металлического корпуса;
- плунжера;
- поршня с обратным клапаном;
- возвратной пружины.
По своему конструкционному назначению компенсатор является промежуточным элементом между кулачком вала ГРМ и клапаном. При этом автоматически происходит регулировка зазора за счет увеличения хода плунжера. Такое увеличение выполняется работой возвратной пружины и подачей масла в корпус гидрокомпенсатора. Моторное масло обладает практически не сжимаемыми свойствами, поэтому для повышения хода плунжера при возрастании зазора подается больший объем.
Возникновение стуков в гидрокомпенсаторе происходит по двум направлениям:
- Механические неисправности элементов.
- Некачественная работа масляной системы двигателя.
К механическим дефектам относятся:
- износ поверхности плунжера;
- возможный заводской брак при изготовлении;
- залипание обратного клапана;
- попадание воздуха в корпус;
- загрязнение элементов гидрокомпенсатора продуктами износа и нагара двигателя.
К неисправностям масляной системы относятся:
- попадание воздуха в моторную смазку;
- засорение каналов для подачи масла в гидрокомпенсаторы;
- потеря работоспособности масляного фильтра;
- возможный перегрев мотора;
- используемая моторная смазка не соответствует параметрам двигателя.
Кроме того, появление стуков можно распределить по состоянию двигателя. При появлении стуков гидрокомпенсатора на холодном моторе, возможны следующие причины:
- плунжер пропускает масло при заглушенном двигателе;
- засорены каналы подачи, так как на начало работы вязкость масляной жидкости большая, и она не поступает в плунжер (проходит по мере прогрева мотора);
- в двигатель залито масло с высокой вязкостью.
Появление стуков на холодном моторе, кроме случая с залитым моторным маслом с высокой вязкостью, не является опасным.
На наличие стуков у прогретого двигателя указывают следующие причины:
- потеря моторной смазкой своих технических параметров (изначально залита некачественная или давно не выполнялась смена);
- поломка гидрокомпенсатора;
- загрязнение или дефекты масляного фильтра;
- насос не создает требуемого давления в масляной системе.
Такие неисправности опасны для работы двигателя и поэтому требуют скорейшего устранения.
Способы устранения проблемы
В случаях механических повреждений гидрокомпенсатора, которые можно определить по характеру возникновения выполняются следующие действия:
- Замена на новый;
- при полном износе,
- при возникновении дефектов в деталях компенсатора.
- Промывка составляющих деталей от продуктов нагара и износа.
При возникновении стуков гидрокомпенсатора, связанных с неисправной работой системы смазки двигателя выполняются перечисленные операции:
- Смена масла с обязательной заменой масляного фильтра.
- Ревизия, регулировка, а в случае потребности ремонт или замена масляного насоса мотора.
- Очистка подводящих масляных каналов в головке блока цилиндров с помощью бензина и воздушного компрессора.
Появление стуков после замены моторного масла в автомобиле
На основании существующих вариантов появления стуков гидрокомпенсаторов в двигателе автомобиля можно уверенно говорить о том, что их появление после полной замены моторного масла или его частичной доливки возникает по следующим основным причинам:
- Использование некачественного масла.
- Залита моторная смазка, несоответствующая техническим требованиям двигателя, прежде всего по вязкости.
- При замене масла не выполнена смена масляного фильтра, в результате чего продукты износа из фильтра засорили подводящие каналы.
Чтобы избежать указанных неисправностей, необходимо заливать в двигатель автомобиля моторную смазку рекомендованную производителем и имеющую соответствующие допуски. Покупать масло необходимо у проверенных продавцов или тщательно проверять целостность упаковки приобретаемой продукции. Обязательно при замене масла осуществлять смену масляного фильтра. Соблюдение таких несложных правил поможет избежать возможных неприятностей при эксплуатации автомобиля.