Классификация автомасел по японским стандартам JASO
Автомобили японского производства отличаются не только внешним дизайном кузова, но и особыми конструкциями двигателя, приспособленными к эксплуатации в условиях страны восходящего солнца.
Изначально пытались приспособить классификацию API к дизельным двигателям, которые имеют маленький уровень токсичности отработанных выхлопных газов. Создали дополнения CD+ к спецификации API CD. Позже попытались воплотить в жизнь новый проект стандартизации – API РС-8. Однако они не прижились и не смогли удовлетворить повышенные требования к автомаслу.
Содержание
Почему возникла необходимость в особой японской классификации
Новая спецификация стала нужна по следующим причинам:
- Европейская ассоциация допускает высокое содержание в автомасле для моторов, работающих на дизельном горючем, дисперсантов. Они способны стабилизировать вязкие свойства масла при больших разбегах температур, повышать моющие свойства, препятствовать оседанию шлама, нагара на внутренних стенках цилиндров двигателя. Дисперсанты имеют химическую формулу соли. Их высокая концентрация приводит к преждевременному старению мотора японских авто.
- В поршне размещены ряд колец. Верхнее кольцо, по конструкторским особенностям двигателя японского производства, располагается на более низком уровне, чем в американском или европейском автомобиле, поэтому при рабочих температурах, на поршнях образуются отложения, из-за пониженных температур в области колец. Это также способно раньше гарантийного срока привести к поломке.
- В японских машинах с целью сохранения экологии и снижения вредных выбросов присутствует система для вторичного сжигания отработанных газов. Эта функция приводит к возрастанию кислотных осадков. Кислота – причина коррозии металла. Необходим контроль над ее количеством.
Исходя из перечисленных причин была введена классификация JASO, Japan Automobile Standards Organization, что в переводе означает Японская организация автомобильных стандартов.
Спецификация автомасел для двухтактных двигателей автомобилей
JASO FA
Предназначаются для использования за пределами Японии, в двигателях работающих на территории развивающихся стран. Для них характерны минимальные требования к выбрасываемым газам, защитным функциям смазки.
JASO FB
Классифицированы самые малые требования для использования на территории Японии.
JASO FC
Основное масло, рекомендованное для применения в стране восходящего солнца.
JASO FD
Отсутствие дымности, отличные экологические свойства. Самые высокие требования к автомаслу предъявляются к JASO FD используемому на территории Японии. Они оптимально подходят для двигателей производства Японии и самые безопасные с точки зрения защиты окружающей среды.
Спецификация автомасел для четырехтактных двигателей автомобилей и мотоциклов
В Японии наряду с автомобилями широко используются мотоциклы и мопеды, как средства передвижения. Для их моторов важны не только защитные и смазывающие свойства деталей, необходимо также обеспечивать хорошую сцепку.
В четырехтактные двигатели моторов мотоциклов заливают масло для бензиновых автомобилей. В такой жидкости содержится достаточное количество присадок для уменьшения трения.
Для мотоциклов же важно избежать проскальзывания. Вязкость не может быть слишком низкой. Коэффициент жидкого трения должен быть достаточным для функций сцепления, так как в мотоциклах двигатель взаимодействует с фрикционным механизмом.
Чтобы масло отвечало требованиям моторов мотоциклов ассоциацией введены следующие классы смазки для четырехтактных двигателей:
JASO MA-1
Предполагается использовать в моторах мотоциклов, рассчитанных на небольшую нагрузку и имеющих механизм мокрого сцепления. Смазка занимает среднее положение по вязкости. Больше, чем JASO MB, но меньше, чем JASO MA-2.
JASO MA-2
Масло предназначается для гоночных, спортивных мотоциклов с фрикционным механизмом мокрого сцепления. Коэффициент динамической вязкости больший, чем у JASO MA-1.
JASO MB
Смазка жидкая, с небольшой вязкостью. Для мокрого сцепления не подходит.
Спецификация автомасел для моторов, рассчитанных на дизельное горючее
Японские стандарты для автомасел для дизельных моторов были введены в 2005 году. Номер стандарта М 355. Однако и ему впоследствии пришлось пережить изменения. Причиной послужил хлор.
Чтобы уменьшить износ деталей двигателя, производители смазочных материалов стали выпускать пакеты присадок с добавлением хлора, фосфора. Для европейских и американских моторов производители допускают долю таких присадок до 2% от общего объема масла.
Японские двигатели такое количество хлорных добавок не переносят. Так как имеют особое строение.
В 2008 году для дизельных четырехтактных двигателей вступила в силу новая спецификация стандарта М 355. Ей определено три группы масел. Четвертая группа – в настоящее время проходит разработку и находится на стадии испытаний.
JASO DH-1
Характеристики масел:
- Для двигателей, работающих на солярке.
- На всем промежутке эксплуатации количество выхлопных газов должно не превышать допустимые значения.
- Не допускают возникновение коррозии, деформации деталей двигателя.
- Кинематическая и динамическая вязкость остается неизменной при большой разбежке температур.
- Не допускает образование окислов, шлама, вспенивания, нагара.
- Масло практически не испаряется.
- Стабильно и эффективно при высоких рабочих температурах и экстремальных нагрузках.
- Уменьшают износ сальников, цилиндров, поршней.
- Уменьшают расход мощности на сдвиг.
Масла серии DH-1 можно заливать в старые двигатели, использовать совместно с дизельным горючим и довольно большим включением серы, более пяти сотых процента.
JASO DH-2
Этот стандарт был специально создан под производителей грузовых автомобилей, больших автобусов, тягачей, работающих с экстремальными нагрузками.
Механизм очищения отработанных газов в таких автомобилях оснащен устройствами: сажевые фильтры первичной очистки для дизельных моторов и каталитические нейтрализаторы.
Масла с номером 2, применяются совместно с соляркой в которой процент серы не более пяти тысячных.
Производители разрешают применять данный продукт в авто, которые были выпущены с конвейера до введения норм по допустимым значениям выбросов в атмосферу отработанных газов.
JASO DL-1
Стандарт автомасла для легковых машин, работающих в нормальных условиях. Допускаются умеренные нагрузки на двигатель.
Механизм очистки газов в таких автомобилях оборудован сажевым фильтром для дизеля и каталитическим нейтрализатором выхлопных отработанных газов.
Масла с номером 1 применяются для моторов автомобилей, в которых в качестве горючего используют солярку с процентом серы не более пяти тысячных.
В этом стандарте дополнительно включены требования:
- к проверке наименьшего числа содержания щелочи;
- контролированию совместимости с прокладкой сальника;
- к показателям степени износа клапанов;
- по отсутствию отложений и осадков в турбокомпрессоре и на внутренней поверхности горячих поршней.
JASO DX-1
Абсолютно новый проект автосмазки. Находится в стадии разработки. Организация производителей предполагает, что введение данного стандарта позволит уберечь и продлить гарантийные сроки работы без ремонта двигателей, работающих с большой нагрузкой.
На стадии тестирования, масла проходят проверки, которые включены в американский перечень тестов.